Накануне старта президентской кампании (заседание Совета Федерации, на котором должны принять постановление о назначении выборов, запланировано на пятницу), о желании прийти на избирательные участки заявляют 58% россиян, следует из декабрьского опроса «Левада-центра». Фактически, выборы президента России оказались под угрозой срыва. «Все Выборы» изучили ситуацию.
Неутешительный прогноз
Декларируемая явка складывается из ответов «совершенно точно буду голосовать» (28%) и «скорее всего, буду голосовать» (30%), еще 20% не знают, будут ли голосовать, а 19% с той или иной степенью уверенности говорят, что не пойдут на выборы. Самой высокой явка на президентских выборах в России была в 1991 г. (76,66%), самой низкой – в 2004 г. (64,38%), на выборах в 2012 г. она составила 65,34%.
Директор «Левада-центра» Лев Гудков отметил, что реальная явка обычно ниже декларируемой. Пока он прогнозирует самое низкое за историю наблюдений число избирателей на президентских выборах 2018 года.
«Крымский синдром заканчивается, нарастает ощущение неопределенности, снижается материальный уровень, сама кампания вялая. Все это снижает готовность идти на выборы», — говорит глава «Левада-центра». По его словам, во время предвыборной кампании явка будет расти, однако «нет никаких предпосылок для того, чтобы она вышла за 60%».
Мнение экспертов
Источник «Ведомостей» в Центризбиркоме заявляет, что ставка делается на легитимные выборы. ЦИК планирует поднимать явку за счет информационной работы и увеличения сроков работы участковых комиссий с десяти до 30 дней.
Политолог Андрей Колядин считает, что ЦИК также может прибегнуть к поквартирному обходу и партийной мобилизации (когда один член партии приводит на выборы от пяти до десяти человек). Колядин говорит, что отрицательным фактором может стать «сушка» явки на предыдущих выборах. «Например, „пересушили“ явку на муниципальных выборах в Москве, а людей, которым показали, что в них не нуждаются на одних выборах, трудно заманить на следующие», — поясняет он.
Политолог Александр Кынев уверен, что административным путем не удастся обеспечить явку даже в 60%. «Явка не образуется от объявлений „Все на выборы“. Она появляется, когда в выборах есть смысл — интрига», — говорит он.