Замглавы Тамбовской области о будущем региона

«Все Выборы» в апреле встретились с Габуевым Арсеном Таймуразовичем, заместителем главы администрации Тамбовской области. Во время интервью мы затронули много интересных тем: проблемы Тамбовской области, инновационные проекты и закон об обманутых дольщиках.

Габуев А. Т.

  • Заместитель главы администрации Тамбовской области

Дата рождения:  23 сентября 1977 года

Интервью с Арсеном Габуевым

Здравствуйте. Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Мы начинаем с традиционного вопроса: почему вы выбрали  такой свой профессиональный путь?

Каждый человек определяет для себя тот или иной путь. И когда мне предложили должность начальника управления автомобильных дорог области, а затем — вице-губернатора, для меня это был своего рода вызов, который я принял, понимая проблематику работы. Но я  всегда имел в виду пути решения и возможность применения своих навыков и знаний, в том числе полученных в бизнесе.

 Кем вы мечтали стать в детстве?

Если говорить откровенно, никем не мечтал. Потому что меня воспитывали родители по принципу: «не сотвори себе кумира», и если ты живешь на этой земле, в этой стране, то должен быть, прежде всего, самим собой, полезным людям и государству. Я не хотел быть ни космонавтом, ни машинистом, ни учителем, ни врачом. Но мне всегда хотелось что-то создавать.

Вы — заместитель главы администрации Тамбовской области. Какие главные проблемы есть у вашего региона и какие видите пути их решения?

Самая большая — как сделать так, чтобы помочь жителям решить главные насущные, житейские вопросы. Поэтому основная задача, которую поставил перед нами губернатор, когда формировал команду, — сделать жизнь в нашем регионе максимально комфортной для людей.

А вообще, проблем много. Взять, к примеру, дороги — у нас 60 процентов дорог в регионе не соответствует нормативному состоянию. В сфере транспорта тоже большие трудности. Это касается и перевозок, и создания новых логистических маршрутов, и приведения в соответствие с  нормативными требованиями того парка, который есть.

Мы все прекрасно понимаем: на данный момент состояние строительной отрасли требует «реанимационных» действий. Спрос рождает предложение. К примеру, мы ежегодно строим порядка 831 тысячи квадратных метров жилья. На данный момент в регионе не реализовано 3 600 готовых квартир — на них нет спроса. Обеспеченность одного жителя Тамбовской области жильем — 28,7 квадратных метра. Это довольно высокий показатель.

Но какую проблему мы ни возьмем, одна цепляется за другую, и основная задача – ответить на вопрос: как решать ту или иную задачу? Разовое решение, на мой взгляд, не избавит от проблемы, а комплексное  требует времени. Если мы выбираем второе, то  должны  определить правильный вектор развития и планомерно, фундаментально выстраивать новую систему. Тогда это будет работать. Но работать это будет не сегодня, а завтра, послезавтра — и на долгие годы. Это будет давать результат и со временем станет эффективным, но не так быстро, как хотелось бы. Было принято решение   создавать новую эффективную систему в каждом направлении.

Возьмем дороги. По-моему, сейчас нет такого человека, который не критиковал бы дороги, но никто ведь не хочет вникать в суть проблематики отрасли. А она простая — нехватка средств. И кто бы что ни говорил, мол, миллионы, миллиарды выделяются… Цифра на самом деле очень просто считается, и легко понять, насколько она велика, мала и достаточна ли. Дорожный фонд Тамбовской области в прошлом году был сформирован  в сумме  пяти миллиардов рублей, в этом году он три миллиарда рублей. Фонд формируется из акцизов, транспортного налога и прочих доходов. Но что такое три миллиарда на 17 тысяч километров дорог? Миллиард рублей уходит на содержание, остается два миллиарда, 600 миллионов из них идет на создание инфраструктуры по инвестиционным проектам, остается 1 миллиард 400 миллионов. Из этой суммы  300 миллионов уходит на развитие сельских территорий — это норма, которая прописана в законе. Остается миллиард. Один миллиард и 17 тысяч километров дорог. И мы должны строить, ремонтировать, обеспечивать безопасность. Можем говорить долго о том, как решать данную проблему. Однако решение есть — надо заполнять строку «прочие доходы» дорожного фонда. Для этого нужно принимать региональный закон, выходить с предложениями в областную Думу и расписывать поступления по статье «прочее» для пополнения дорожного фонда. Это могут быть штрафы от ГИБДД, штрафы от весогабаритного контроля, плата за предоставление провоза габаритных грузов, плата от предоставления сервитутов. Все это может  пополнить  дорожный фонд  до 3,5-4 миллиардов. Только в этом случае мы начнем сокращать количество дорог, не соответствующих нормативам.

Тамбовская область — большой сельскохозяйственный регион. Ежегодно по ее дорогам перевозится (только внутри региона!) 30 миллионов тонн груза сельхозпродукции. Представляете, какая нагрузка ложится на трассы, которые предусмотрены под другие технические нормативы? Есть дороги третьей, четвертой, пятой технических категорий, которые рассчитаны на иные нагрузки. Идет большегруз, везет 60 тонн, он нарушает правила перевозки грузов и тем самым «убивает» дорогу. И возникает вопрос: как соблюсти паритет, развивая сельское хозяйство и восстанавливая дорожную сеть? Ответ один . Нужно применять механизм ГЧП (государственного частного партнерства) для получения более быстрого результата при капитальном ремонте, реконструкции автомобильных дорог – экономических артерий региона, тем более законодательство позволяет нам сегодня это осуществлять в полной мере.

В Тамбовской области на 9 тысячах км. дорог не соблюдены межремонтные сроки как по ремонту, так и по капительному ремонту. Более четырехсот населенных пунктов не соединены никакими дорогами. Область не располагает практически никакими дорожно-строительными материалами — отсюда возникает дороговизна строительства, ремонта, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог всех технических категорий. В связи с этим одной из основных задач, поставленной губернатором, является разработка и освоение собственных месторождений строительных материалов. А они на территории региона есть! Решение данного вопроса приведет к существенному удешевлению себестоимости строительства  1 км дорог не менее, чем на 20 процентов.

Конечно, от нас зависит качество выполняемых работ. Губернатор серьезно ужесточил спрос с должностных лиц, от руководителей муниципалитетов до заместителей руководителя области.

Еще одна проблема: транспорт. Мы, может быть, затеваем грандиозные, сумасшедшие проекты в этой сфере, но они дадут  эффект через определенное время.

Мы решили в этом году, впервые за много лет, сделать два рейса в день на Москву. Ежегодно тамбовский аэропорт совершал 270-280 рейсов в столицу, парных рейсов. В этом году — уже 490. Кроме того, мы открыли два рейса на Санкт-Петербург в неделю, то есть получается  46 парных рейсов. С весны открываются рейсы в Сочи, Анапу — для летнего отдыха детей. Эта дополнительная нагрузка также ложится на бюджет области, причем это не приносит ощутимого дохода. Но когда инвестор выбирает регион, он рассматривает его транспортную доступность. Ведь чем лучше транспортная доступность территории, тем выше его инвестиционная привлекательность  — так одно тянет за собой другое.

Какого результата вы ждете от того, что сейчас делается?

Любое направление, которое мы выбираем, придется корректировать. Доля сельского хозяйства  и переработки  сельскохозяйственной  продукции в ВРП — около 30 процентов. Это большой процент, но везде есть свои «но». Да, Тамбовщина — сельскохозяйственный регион. И мы прекрасно понимаем, что у нас есть козырь.На протяжении многих лет в рейтинге экологически чистых регионов  область первенствует. Но сельхозпродукция не дает такой добавленной стоимости, как  промышленное производство, строительство. Вопрос: что делать?

Увеличивать производительность труда…

Повышение производительности труда приведет к сокращению людей.  А это не очень хорошо. Так, чтобы увеличить ВРП и добавленную стоимость, мы должны наращивать переработку внутри региона. Только глубокая переработка продукции даст добавленную стоимость. Это позволит создать высокопроизводительные рабочие места в регионе — это первое. Второй момент: она даст хороший, так скажем, толчок увеличения ВРП. Все взаимосвязано. Мы не можем развивать одну отрасль, забывая о другой. Надо развивать все вкупе, потому что все настолько взаимосвязано, что «просадка» той или иной отрасли повлечет «просадку» остальных. Почему? Есть замечательное выражение: сила команды определяется по самому слабому звену, и чем оно сильнее, тем сильнее команда.

Вы занимаете пост заместителя губернатора уже почти год. Все ли задачи, поставленные вами, выполнены?

В команде губернатора у каждого заместителя персональная ответственность. Передо мной определенные цели и я должен достичь их за год. О результатах смогу рассказать 10 июня. Цели, которые передо мной поставлены, основывались на стратегических инициативах, которые предложил обозначить губернатор. Самое главное — не в том, сколько целей мы себе ставим. Главное, чтобы люди, которые живут в нашем регионе, ощутили  положительный эффект от действий власти. Надо честно выполнять обещания, которые давал.

Не секрет, что Тамбовская область — в числе ведущих в агропромышленном производстве. Как вы можете оценить экономическую ситуацию за последний год?

Отрасль работает, развивается, несмотря на сложные экономические условия. Надо отдать должное, что мы за то короткое время, которое работаем, смогли привлечь около 30 миллиардов инвестиций. Кроме того,  реализуется много крупных проектов.  ООО «Тамбовская индейка» — это проект по производству мяса птицы, реализуемый группой компаний «Черкизово» в партнерстве с испанской Grupo Fuertes с 2012 года. Общий объем инвестиций – 11  млрд рублей.  Общая мощность комплекса составляет 50 тыс. тонн мяса птицы в живом весе в год.  В настоящее время завершаются пусконаладочные работы оборудования по производству продукции из мяса индейки. Продуктовая линейка данного производства включает  в себя  туши, полутушки, четвертушки, полуфабрикаты, фарши и шашлычно – маринадную группу.  После ввода объекта планируется реализация второй очереди проекта по увеличению объема производства. Реализация проекта начинается в текущем году.

Возьмем Токаревскую птицефабрику — это мясо кур. Производство тоже с нулевого цикла,  есть  инкубаторы, цехи доращивания, откорма и убоя. Проектная мощность – 150 тыс. тонн мяса птицы в год.

Другое предприятие  «Тамбовский бекон» — проект по производству мяса свинины, реализуемый «ГК «Русагро» с 2010 года. В состав ООО «Тамбовский бекон» входят 9 свинокомплексов, комбикормовый завод с мощностью 340 тыс. тонн комбикорма в год и элеватор с единовременным хранением на 120 тыс. тонн зерна, убойное производство и мясопереработка. Недавно Дмитрий Анатольевич Медведев посетил это предприятие и высоко оценил  его работу.

Общий объем инвестиций в ООО «Тамбовский бекон» – 17 341,1 млн рублей (по проекту). В 2016 году разработан бренд мясных полуфабрикатов «Слово мясника», которые будут поставляться во все крупнейшие федеральные сети, а также сетевую розницу.

Еще одно крупное предприятие на территории области — ООО «Кристалл», это сахарный завод. Проектная мощность – переработка 20 тыс. тонн сахарной свеклы в сутки, инновационное хранение сахарной свеклы,  закладка кагатного поля с вентиляцией и поддержанием температуры, переработка семян подсолнечника до 3 тыс. тонн в сутки. Объем инвестиций в данный проект составляет – 20 000 млн руб. Но что об этом говорить — это нужно видеть.

Известно, что Мичуринск — это наукоград агропромышленной направленности. Какие главные идеи и проекты на базе этого города вы можете отметить?

Во-первых, это серьезный научный центр аграрной направленности. На базе  Мичуринска как наукограда можно развивать почти любое аграрное направление. Главное, что сохранен и приумножен тот научный потенциал, города который создавался многие годы. И эту научно-техническую базу нужно использовать в интересах не только сельского хозяйства и региона, но и всей России. Особенно с учетом того, что последние несколько лет страной взят курс на импортозамещение, на обеспечение продовольственной безопасности РФ. Поэтому опыт и те наработки, которые есть в  Мичуринске по выведению новых сортов плодов, овощей, разработки по выращиванию и производству овоще в искусственном грунте,- это все нужно использовать в интересах государства, как и потенциал по производству экологически чистой пищевой продукции.

Вы уже упомянули, что премьер-министр посетил Тамбовскую область, а также — инновационную школу Сколково. Не могли бы вы поподробнее рассказать об этой школе, насколько она готова к открытию?

На данный момент школа готова к открытию на 99,9 процента. Это очень интересный и грандиозный проект, за реализацию которого мы взялись в прошлом году. Почему грандиозный? Потому что общая площадь школы – 35 тысяч квадратных метров. Область участвовала в федеральной программе, и 70 процентов средств, на которые строилась школа, — это федеральные деньги, 30 процентов выделил региональный бюджет. Мы пошли на серьезный риск, когда согласились на строительство данного учебного заведения, потому что если бы мы не построили школу в 2016 году, то собственные деньги из регионального бюджета перевели бы в федеральный бюджет.

Стройка действительно грандиозная:  девять корпусов  семь трехэтажных, два четырехэтажных. Создана  развитая образовательная инфраструктура, в которую входят 13 образовательных центров: Центр обществоведческих дисциплин, Центр зарубежной  и отечественной лингвистики, Центр естественнонаучного образования, Центр флористики и ландшафтного дизайна, Информационно-библиотечный центр, Центр безопасности и физического здоровья, Академия детства, Центр прикладных технологий, Мультимедийный центр, Центр искусства, Центр развития профессиональных компетенций, Центр IT-технологий, роботехники, моделирования, Центр дизайна и технологий сервиса,  а также Музей занимательных наук,  интернет-кафе.

Образовательное пространство «Школы Сколково – Тамбов» формируется  из интегрированных сегментов и сред, обеспечивающих её деятельность как научно-образовательного и социально-культурного центра города, региона, страны. Образовательный процесс в школе строится на основе индивидуальных образовательных программ для каждого обучающегося, в том числе для особо одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особое внимание  уделено сохранению здоровья школьников. Школа имеет современный тренажерный зал, два спортивных зала, многофункциональную  спортивную зону  и хоккейную площадку. Для учащихся будет организовано питание по системе «шведский стол» с использованием системы безналичного расчета. Безопасность детей  будет обеспечена  системой  контроля доступа по отпечатку ладони. Управление жизнедеятельностью школы осуществляется на основе современных  информационных технологий.

Это одно из самых современнейших учебных заведений не только в Тамбовской области, но и в стране.

Какой законопроект, по вашему мнению, необходимо принять сегодня в России?

Есть ряд законопроектов, которые приняты, но которые не решают основных проблем. Один из них — закон об обманутых дольщиках. Он сейчас принят и предусматривает создание резервного фонда для решения проблем обманутых дольщиков. Второй о пополнении дорожного фонда, о чем я уже говорил.

Рассуждать можно долго, но у нас есть депутаты, есть законодательная власть, и принятие тех или иных законов — это их прерогатива. Мы же можем предлагать, выходить с законодательной инициативой, поправками к тому или иному закону.

Мой главный принцип: не говорить, а делать. И я считаю, что каждый человек должен ему следовать. Каждый человек команды нашего губернатора должен нести ответственность за свою работу.

Блиц-опрос

Ваше хобби?

Охота.

Любимый писатель?

У меня нет конкретного любимого писателя. Люблю Есенина. Многое в чтении зависит от настроения. Люблю читать  Пикуля, Толстого, Достоевского, Булгакова. Очень нравится книга Макиавелли «Государь», ее можно без конца перечитывать и каждый раз  замечать то, чего не видел раньше. Очень много интересных книг, только не хватает времени на чтение.

Способность, которой вы хотели бы обладать?

Единственная способность, которой бы я хотел обладать — исцелять людей от неизлечимых болезней.

Где бы вам хотелось жить?

Только в России, только в Тамбовской области.

Ваше любимое блюдо?

Я непривередлив. Когда приезжаю к маме, она мне делает оладьи из кабачков. Я их обожаю!

Если бы вы могли пообщаться с любым из когда-либо живших людей, кто бы это был?

Знаете, в истории много личностей, с которыми было бы интересно пообщаться. Мне всегда интересно с неординарными людьми, у которых своя точка зрения, которые чего-то в жизни достигли.

Было бы интересно поговорить с тем же Макиавелли, Цезарем, с Николаем II, с Наполеоном, со Сталиным. Не хотел бы, чтобы это общение носило характер блиц-опроса, оно должно происходить так, будто ты с человеком не один день знаком, а несколько, чтобы лучше его понять.

Ваш главный недостаток?

У меня их много. Я бы сказал, у меня их десяток, но перечислять не буду. Самый большой мой недостаток — это «отмазки», которые я придумываю о нехватке времени. Наверное, мой недостаток – доброта, к тому же я очень доверчивый. Я считаю, что на данной работе не нужно быть таким.

Вообще говоря, человек должен постоянно совершенствоваться, развиваться сколько бы ему ни было лет, где бы он ни находился и чем бы ни занимался. Только самосовершенствование и саморазвитие делает нас настоящими. Я иду по этому пути.

Ваше главное достоинство?

Если я скажу сейчас о каких-то своих достоинствах, во-первых, это будет некрасиво, во-вторых — субъективно. Пусть о моих достоинствах судят люди.

Какое у вас любимое изречение?

Их много. Самое любимое: «Дорогу осилит идущий». Всегда нужно бороться до конца, даже если ты теряешь надежду, надо продолжать бороться и идти вперед.

Что для вас счастье?

Счастье — это когда живы родители, когда дети живут не в нужде,  получают полноценное образование. Счастье — это когда никто из близких не болеет. И большое счастье — заниматься любимым делом.