Депутат Татьяна Алексеева о скрытых резервах России

В конце 2016 года мы встретились еще с одним депутатом Государственной думы Татьяной Олеговной Алексеевой. Беседа вышла весьма обширной: были затронуты темы от проблем малого бизнеса до скрытых резервов России.

  • Член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
  • Член комитета ГД по международным делам

Дата рождения: 16 декабря 1962 года

Интервью с Татьяной Алексеевой

Татьяна Олеговна, добрый день. Спасибо, что согласились пообщаться с нами. Расскажите, пожалуйста, как Вы попали в большую политику? И почему выбрали стезю депутата? Кем мечтали стать в детстве?

Если рассматривать слово «политика», пришедшее к нам из древнегреческого языка, как обозначающее в целом социальные и государственные дела, то еще со школы я была в гуще общественного пространства. Считаю, это общая черта нашего поколения, чье детство пришлось на 60-70-е годы XX века, когда учеба и полезные дела были неразделимы. В школе №84 города Кемерово, которую окончила, я избиралась председателем совета дружины, на факультете романо-германской филологии в Кемеровском госуниверситете возглавляла комсомольскую организацию. Это было доброе и хорошее время, когда завязывались дружеские отношения, которые сохраняются до сих пор, воспитывались воля, умение убеждать и слышать других.

Так получилось, что я практически всегда совмещала основную работу с общественной. Более пяти лет (с 2006 по 2011 годы) была секретарем Общественной палаты Кемеровской области. Трижды избиралась в Общественную палату России. Многие решения как раз берут начало в таких объединениях. Как известно, государственная поддержка бизнеса, необходимость которой ясно осознавалась в нулевые, начала «продвигаться» Общественной палатой РФ.

Кстати, на этой волне общественного запроса на свободное развитие частной инициативы, ставшего главным тезисом моей предвыборной программы, в 2011 году я была избрана в Госдуму по списку Общероссийского народного фронта. В тот период ОНФ оформлялся как общественное движение, и его ценности оказались созвучны и времени, и людям.

Теперь относительно детской мечты. Меня с малых лет интересовали другие страны, языки и культура народов мира. Поэтому выбор иностранных языков в качестве специальности, как Вы понимаете, для меня не был случайным.

Вы являетесь членом комитета ГД по международным делам. Расскажите, пожалуйста, какие вопросы он решает? Как Вы оцениваете положение России в мире сегодня?

Наш комитет, если говорить в общих чертах, решает вопросы законодательного формирования и реализации внешней политики Российской Федерации. Это широкий круг полномочий, включая подготовку к ратификации международных договоров и соглашений, реализацию конституционной миссии по рассмотрению предлагаемых президентом РФ кандидатур российских послов. Плюс к этому практически ежедневная организация встреч и переговоров с делегациями зарубежных парламентов и иных государственных и негосударственных структур. В последнем случае мы выступаем как один из институтов народной дипломатии, как та мягкая сила, позволяющая поддерживать тонкие нити контактов и сотрудничества с народами и общественностью большинства зарубежных стран.

Сейчас я оцениваю положение России как стабильное: политическая конфигурация и в Европе, и в США с трудом, но приобретает все больше прагматический характер. Еще год назад мы слышали о России как о региональной державе, но оказалось, что позиция Москвы важна во многих вопросах мировой политики.

В последнее время активизировались контакты по линии НАТО-Россия и межправительственных комиссий со странами ЕС, хотя после избрания Дональда Трампа президентом США антироссийская риторика там приобрела более выраженный характер.

После беспрецедентного прессинга на нашу страну, затронувшего экономику, политику, спорт, СМИ, в общественном сознании постепенно верх берут конструктивные мотивы.

Но здесь мы имеем негативные прецеденты современности, которые по своей сущности сравнимы с последствиями холодной войны. Сюда относятся, например, санкции, ставшие сейчас чем-то обыденным. Лидеры западных стран их вводят при полном игнорировании интересов собственных экономик, секторов бизнеса и людей, теряющих рабочие места. Например, в 2016 году с государствами ЕС (а это наши традиционные партнеры) торговля сократилась почти на 30%. Или же в некоторых западных СМИ фальсификация событий в Сирии, на Украине достигла таких размеров, что дальше некуда. Парадокс, что это перестало восприниматься как непрофессионализм, а преподносится как политическая позиция.

Хочется надеяться, что стратегическое терпение, как сейчас определяют позицию России во внешней политике, все же даст свои результаты.

В предыдущем созыве Вы были членом комитета ГД по бюджету и налогам. Поэтому следующий вопрос к Вам как к эксперту в этой области. Недавно был принят бюджет России на 2017-й. При этом к концу наступившего года закончится Резервный фонд РФ, и правительство будет изыскивать средства в Фонде национального благосостояния, который в первую очередь не для этого существует. Чем будет покрываться дефицит в 2020-м и далее, ведь до профицитного бюджета нашей экономике еще далеко. И есть ли у России некий скрытый ресурс, за счет которого можно было бы к 2020 году выйти на дополнительный доход, чтобы покрыть дефицит, или на профицитный бюджет?

Начну с того, что бюджетный профицит далеко не всегда показатель экономического развития страны. Так, с 2006 по 2009 годы 15 из 29 развитых государств мира в среднем имели бюджетный дефицит. Например, в Японии этот показатель был на уровне 6,8% ВВП.

Об этом уже много говорилось: наш федеральный бюджет на три ближайших года принят с дефицитом. Но его объем должен сохраняться в допустимых значениях: в 2017 году – 3,2% ВВП, в 2018-м – 2,2% ВВП, в 2019-м прогнозируется снижение дефицита до 1,2% ВВП.

Думаю, все понимают, в каких сложных условиях и при каких ограничениях формировался финансовый документ. Это и снижение нефтяных котировок, ограниченные денежные резервы, нестабильный курс национальной валюты, «провисание» экспорта по ряду позиций, в целом тревожная ситуация, когда российская экономика носит колеблющийся характер. Неслучайно бюджет называют адаптационным по отношению к новым реалиям, в которых ключевую роль играют внеэкономические факторы.

Несмотря на это, бюджет направлен на выполнение всех социальных обязательств государства, в нем предусмотрены различные механизмы выхода на макроэкономическую стабильность. К сожалению, около 40% в нем формируют цены на нефть. Не исключено, что рынок углеводородов будет серьезно колебаться. Поэтому бюджет сверстан исходя из цены на нефть — 40 долларов за баррель. Инфляция, как ожидается, не должна превышать 4%.

Важно и то, что сбалансированы возможности федерального и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Как известно, по ряду позиций ответственность за социальные обязательства возложена на региональные бюджеты. Не вдаваясь в эту кухню, лишь поясню, что предусмотрены инструменты увеличения поступлений в доходные части бюджетов субъектов РФ.

Но не могу не выделить факторы, вызывающие опасения, в том числе рост внутренних заимствований. По данным Счетной палаты, этот параметр увеличится до 1,9 триллиона рублей в год, что на 680 миллиардов больше, чем в 2016-м. Понятно, чем выше долг, тем больше придется отдавать.

В этом же ряду и закредитованность региональных бюджетов. Госдума в этих вопросах предлагает широко использовать механизм соглашений, при котором региональные бюджеты могли бы получать недорогие федеральные деньги, но с условием, что они не только не будут потом занимать средства в коммерческих банках, но и будут сокращать долговую нагрузку.

В отношении того, какие есть скрытые резервы развития, подробно сказал в 2016 году президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Конечно, основным драйвером и источником здесь выступает отечественный бизнес, но он нуждается поддержке, в том числе в «настройке» налогового законодательства с постоянными правилами, упрощении схемы кредитования и снижении процентной ставки, либерализации правовой базы. Впервые главой государства сформулирована идея небанковского финансового сектора, с помощью которого можно привлечь средства простых граждан и инвесторов.

19 лет (с 1992 по 2011 годы) своей жизни Вы были президентом Кузбасской торгово-промышленной палаты. Расскажите, пожалуйста, чего Вам удалось достичь на этом посту? В каких отношениях находятся ТПП РФ и региональные ТПП? Последние работают независимо или под четким руководством торгово-промышленной палаты РФ?

Настолько объемный вопрос, что позволю себе обозначить какие-то вещи точечно.

В этом году Торгово-промышленной палате РФ исполняется 25 лет. В начале 90-х стартовал процесс демократизации в экономике, где бизнесу, частной инициативе отводилась если не решающая, то одна из ключевых ролей. Конечно, в СССР тоже была палата, но круг ее полномочий не включал идею предпринимательства. На новой волне стали учреждаться территориальные палаты, которые и были призваны содействовать становлению бизнес-сектора и интегрировать его в решение экономических проблем регионов.

В 1991 году 29 ведущих предприятий Кузбасса учредили ТПП, был принят устав организации, мне было поручено возглавить новое формирование.

За эти годы на площадке палаты мы смогли объединить более тысячи предприятий Кузбасса из 80 отраслей и сфер деятельности. В сотрудничестве с администрацией области были реализованы программы и отработаны механизмы поддержки бизнеса, открывались некоммерческие фонды, продумывались кредитные продукты, оказывалась помощь предприятиям в выходе на межрегиональные и мировые рынки.

В свое время было подписано соглашение с администрацией Кемеровской области о делегировании Кузбасской ТПП государственной функции по администрированию внешних и внешнеэкономических связей Кузбасса.

Члены палаты, кроме того, выступали в качестве экспертов при разработке областных законов, затрагивающих интересы предпринимательства, а также нормативных правовых документов, издаваемых в органах государственной власти.

К настоящему времени наш региональный бизнес не просто встал на ноги, а вовлечен в формирование новых альтернативных отраслей кузбасской экономики.

Благодаря предпринимательству в нашей области получили развитие туризм, производство пищевых продуктов, углехимия, угольно-метанная отрасль, нефтепереработка, инвестиционное машиностроение и другое. По данным 2015 года, доля продукции этих отраслей в ВРП приближается к 25%, что сопоставимо с традиционной для нас угольной отраслью. Плюс создано 368 тысяч рабочих мест.

Считаю, в сегодняшних экономических успехах региона есть и заслуга Кузбасской ТПП. Кстати, я не теряю с ней связь. Очередной съезд, прошедший в октябре этого года, утвердил меня председателем правления Кузбасской ТПП.

Какие проблемы Вы сегодня можете выделить в работе региональных ТПП? Какие перспективы?

В конце 2015 года Госдумой принят новый закон о ТПП (сейчас в стране 180 территориальных палат), которые наделены широким спектром полномочий по разработке и участию в стратегическом развитии отечественного бизнеса. Кроме того, изменен организационно-правовой статус палат: теперь это союз, позволяющий объединить ресурсы и возможности системы в стране. Сейчас все услуги ТПП унифицированы и собраны воедино. И если в какой-то местности они не представлены, всегда можно рассчитывать на центр или соседей.

В каждом регионе, исходя из особенностей и потребностей бизнеса, формируются свои направления деятельности, которые координируются Торгово-промышленной палатой РФ.

Сейчас повсеместно создается государственная система поддержки бизнеса, организуются проектные офисы и экспортные центры, через банковскую систему продвигаются новые кредитные продукты со сниженными ставками. Считаю, территориальным палатам нужно также включаться в эти процессы, находя свои ниши, сохраняя при этом независимость, однако являясь частью общегосударственной системы поддержки бизнеса.

Известно, что Вы представляете Кемеровскую область в Госдуме. Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела в регионе сегодня? Какие проблемы предстоит решить?

Кемеровская область во многих смыслах стабильный регион, и в этом велика заслуга губернатора А.Г. Тулеева и его команды.

Есть определенный баланс в экономическом развитии и проводимой социальной политике. Меры социальной поддержки и льготы населению в нашей области реализуются по 30 федеральным и областным законам. На эти цели ежегодно направляется 13 миллиардов рублей, где значительная часть средств — из областного бюджета (9,5 миллиарда рублей).

Это кузбасские пенсии, компенсация услуг ЖКХ различным категориям граждан, бесплатный проезд на общественном транспорте для пенсионеров, адресная помощь семьям с детьми, в том числе приемными, а также многодетным. С 2011 года действует региональный материнский капитал (на уровне 130 тысяч рублей).

В этой связи иногда приходится в негативном ключе слышать о «кузбасском социализме». Мы как-то быстро забываем о таком явлении, как социальная справедливость. Переживаемый момент такой, что люди, не понаслышке знающие, что такое перестройка, и потерявшие значительную часть накоплений, нуждаются в поддержке. И это позволяет не скатиться к обнищанию.

Особо подчеркну: экономическое развитие области в основном обеспечивает социальные расходы. По итогам десяти месяцев, по данным областного департамента экономического развития, в Кузбассе на 6,5% вырос индекс промышленного производства (по России этот показатель увеличился на 0,3%). Кроме того, в этом году у нас собран рекордный урожай зерновых и картофеля, отремонтировано семь тысяч километров (треть) всех дорог. Кемеровская область вошла в тройку регионов с высокими темпами ввода жилья.

Конечно, есть и проблемы, требующие решений. Необходима помощь федерального бюджета на крупные инфраструктурные проекты, включая строительство дорог, соединяющих область с соседними регионами, а также ведущих к развиваемым рекреационным и туристическим центрам Кузбасса.

Например, недавно у нас в Шестаково (Чебулинский район Кемеровской области) были обнаружены уникальные захоронения динозавров. В мире не так много таких находок, поэтому создание здесь современного музейного центра — необходимость. Чтобы добраться до этой местности из областного центра, понадобится часа четыре, но если построить дорогу напрямую, то время сократится в разы.

Готовясь к интервью, мы выяснили, что Вы писали диссертацию о формировании системы поддержки предпринимательского сектора экономики региона. Как, по-Вашему, обстоят дела с бизнесом в России, особенно с малым? Какие меры поддержки сегодня ему необходимы? Насколько вообще возможно, что в ближайшее время вклад в ВВП малого бизнеса достигнет западных значений?

В этих вопросах я остаюсь при своем мнении: необходимо в полной мере задействовать потенциал малого и среднего бизнеса в российской экономике. Говоря об этом секторе, я имею в виду и микропредприятия — по классификации, проведенной не так давно в России, которая отделила малый бизнес от микробизнеса.

Знаете, это самый демократичный сектор, который должен предлагать свои услуги и товары повседневного спроса, быть субподрядчиком, спутником или более подвижным партнером крупного бизнеса, уметь оперативно реагировать на потребности и спрос населения.

По данным 2015 года, на долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, в то время как за рубежом только по малому бизнесу эта цифра достигает 50%. По статистике, лишь 3,4% малых предприятий в России живут более трех лет, остальные закрываются раньше. Основные причины такой негативной тенденции — административные и экономические барьеры. А также высокие штрафные санкции за не всегда значительные нарушения.

Кроме того, уменьшение внутреннего спроса в кризисный период (вследствие снижающихся доходов населения) также отрицательно сказывается на этом секторе. Казалось бы, в отношении малого и среднего бизнеса на различных форумах и конференциях как учеными, так и предпринимателями вскрыты сдерживающие факторы, но пока дальше разговоров дело не идет.

Нереально представить, чтобы малый бизнес самостоятельно вышел на внешние рынки. У нас серьезный контроль, начиная с валютного, и за разного рода неналоговыми платежами — за какими-то замерами, расчетами, декларациями, аккредитациями — и все это платные услуги. Как насчитали специалисты, всего 197 видов контроля и надзора. При такой финансовой нагрузке, согласитесь, продукция по цене уже перестает быть конкурентной.

С 2010 года Вы входите в состав первой сотни президентского резерва управленческих кадров. А что это такое? Как в резерв попадают? И что это дает чиновнику?

Хочу сказать, что попадание в этот список не статусная вещь. Это и не рейтинг, и не оценка моей деятельности. Информация об этом резерве, в принципе, общедоступна. Проект появился в 2008 году в рамках идеи воспроизводства и обновления управленческих кадров России. Сейчас это рабочая база данных на управленцев, добившихся результатов и имеющих успешный опыт руководящей работы. Эта информация используется при подборе кандидатур на государственные должности или посты в крупных корпорациях. Кстати, для многих претендентов попадание в этот список стало лифтом для карьеры и профессиональной самореализации.

Какой законопроект Вы считаете наиболее важным для принятия сегодня в России?

Сложно назвать какой-то один. Практика показывает: для того, чтобы принципиально изменить ситуацию в какой-то сфере, требуется последовательный и продуманный комплекс законопроектов, изменений или дополнений в действующие законы.

По-прежнему считаю: необходимо продолжить законодательное обеспечение свободного развития отечественного бизнеса, который должен выйти на новый уровень. И я сейчас буду говорить о тех вещах, которые только начинают оформляться, но через некоторое время станут необходимостью.

Это переход к новому технологическому укладу, цифровой экономике, экономическое стимулирование развития высокотехнологичных производств, мягкая кредитно-денежная политика, облегчение условий при выходе предприятий на мировые рынки, формирование ниши по продаже товаров и услуг за рубеж через интернет и т. д.

Одно из последних, но не менее важных событий – депутаты Госдумы стали жаловаться на переработки. Некоторые даже заявляли, что «из-за долгих заседаний некогда кормить мужей». Действительно ли так обстоят дела? И как вообще складывается Ваш рабочий день?

Да, в эту сессию на момент рассмотрения важных законопроектов регламент Госдумы был несколько удлинен. Не вижу в этом проблемы — к такому графику мы готовы. Например, в прошлом созыве Госдумы заседания комитета по бюджету и налогам при обсуждении принципиальных и дискуссионных вопросов нередко надолго затягивались.

Если говорить обо мне, то мой рабочий день начинается рано. Разница во времени Москвы и Кузбасса — четыре часа. Поэтому раннее утреннее время я использую для звонков и переговоров с Кемерово, где уже рабочий день.

Проводив детей в школу, еду на работу. И здесь уже действует рабочий график Госдумы. Но параллельно практически всегда приходится решать и другие вопросы. Конечно, помогает мне мой планшет, посредством которого я общаюсь, просматриваю присланные документы, письма, уточняю экспертные мнения, отвечаю на запросы, даю поручения помощникам.

А как Вы относитесь к заявлению Владимира Вольфовича: «Я сторонник того, чтобы в Думе работали москвичи и люди из соседних регионов. Мы же не занимаемся проблемами конкретного региона, там есть свои парламенты»?

Не согласна с таким заявлением. Считаю, что при федеративном устройстве нашего государства невозможно иначе организовать деятельность главного законодательного органа без выборных процессов в регионах и представительства депутатов из каждого субъекта РФ. Ведь не всегда из центра в деталях видятся проблемы наших областей и краев. К слову, представители администрации нашей области рассказывали мне анекдотичные случаи, когда молодой сотрудник в одном из министерств искал в компьютере, скажем, Кемеровскую область в перечне территорий Забайкальского края.

Если серьезно, то сейчас перед страной стоит масштабная задача необходимости сбалансированного распределения ресурсов (финансовых, кадровых, научных, человеческих, производственных и т. д.) на всем пространстве, предприятий различных отраслей, в предоставлении социальных услуг населению вне зависимости от места проживания, в целом стоит проблема выравнивания социально-экономического развития регионов. Поэтому представительство субъектов РФ в Госдуме нужно сохранить, чтобы позиция региона звучала и была учтена.

Блиц-опрос

Кого бы Вы назвали политиком года и почему?

Нашего президента Владимира Владимировича Путина за успехи во внешней политике, последовательное отстаивание национальных интересов на мировой арене.

Ваше хобби? 

Путешествия с детьми по России; в свободное время читаю художественную литературу.

Способность, которой Вам хотелось бы обладать?

Научиться не уставать, поменьше спать, чтобы успевать сделать больше.

Если бы Вы могли пообщаться с любым человеком из когда-либо живших, кто бы это был?

Шекспир, вскрывший природу современного человека.