Матвеев Михаил Николаевич

Матвеев Михаил Николаевич 49984 голосов на выборах в Госдуму 2016


Михаи?л Николаевич Матвеев (род. 13 мая 1968 года в Днепропетровске) — российский историк, политик, общественный деятель и публицист, депутат Самарской Губернской думы. Заместитель председателя комитета по местному самоуправлению. Доктор исторических наук (2007).

Родился в 1968 году в Днепропетровске, в семье вузовской интеллигенции. В 1972 году семья Матвеевых переехала в город Куйбышев (Самару), где, после открытия университета, его отец Матвеев Николай Михайлович стал заведующим кафедрой ботаники.

В 1985 году окончил школу № 41 города Куйбышева и поступил в Куйбышевский государственный университет на исторический факультет, но по окончании первого курса был призван в Вооруженные силы СССР. Срочную службу проходил на Краснознамённом Черноморском Флоте в звании матроса; в 1988 году продолжил учёбу в университете и в 1992 году получил диплом историка с отличием.

После университета Михаил Матвеев поступил в аспирантуру Самарского Государственного Университета и 1992 году защитил кандидатскую диссертацию по истории земского самоуправления России («Земства Поволжья в 1917—1918 гг») В 2007 году защитил докторскую («Власть и общество в системе местного самоуправления России в 1977—2003 годах»), получив степень доктора исторических наук.

Кандидатская диссертация М. Н. Матвеева по земству понравилась А. И. Солженицыну, с которым молодой самарский учёный познакомился в 1995 году, и вплоть до самой смерти писателя поддерживал отношения. По рекомендации А. И. Солженицына журнальный вариант диссертации был опубликован в 1997 году Сергеем Залыгиным в журнале «Новый мир» под названием «Драма волжского земства».

В 2010 году получил второе высшее образование, окончив с отличием юридический факультет Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (ВЭГУ, Самарский филиал). Автор более 50 научных работ и трёх монографий в области истории местного самоуправления России и муниципального права. Является профессором СГОА(Н).

Наибольшее внимание в своих исследованиях уделяет изучению работы органов местного самоуправления в период кризисов (1917—1918 гг., 1991—1993 гг. и др.). Исходя из этого, определяет особую природу местного самоуправления как проводника и — в период кризисов — «резонатора» общественных настроений во власть с одной стороны и исполнителя и проводника политических решений государственной власти на местах с другой. Двойственная природа органов МСУ объективно связана с тем, что это наиболее приближенный к населению уровень власти, она же делает их в период политических кризисов «полем битвы», придавая МСУ дополнительную уязвимость. В своих работах о местном самоуправлении доказывает прямую зависимость его жизнеспособности и кризисов системы местного самоуправления (земства, Советы, современные органы МСУ) от степени политической включенности органов МСУ и проникновения в них партийности. Противопоставляет хозяйственную природу органов МСУ политической природе государственной власти.

Исходя из этого, определяет в качестве основы жизнеспособности органов МСУ принципы самоуправления, самофинансирования, а также аполитичности и демократического способа формирования (для земств — всесословности), при котором население голосует непосредственно за «личность», а не за партию. Доказывает, что земства в 1918 г. и местные Советы народных депутатов в 1993 г. были ликвидированы искусственно из-за их политической включенности вследствие втянутости в противостояние, а не из-за собственной нежизнеспособности.

Этапы реформирования МСУ в России связывает с общегосударственными тенденциями централизации, либо децентрализации. Низкую эффективность МСУ в России связывает с отчуждением власти от общества и отсутствием реальных прав и механизмов ответственности власти и непосредственного участия в самоуправлении населения.

Считает, что МСУ в России имеет «парадоксальную законодательную основу», обуславливающую проблемы его развития, заложенную в противоречии между его конституционной основой и базовым законом ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», так как, по мнению Матвеева, в Конституции РФ 1993 года заложена англосаксонская модель, в соответствии с которой местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и обладает определенной автономией, при которой органы МСУ не входят в систему органов государственной власти (статья 12) обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения и т. д., а базовый федеральный закон об МСУ и практика его реализации фактически «расшифровывают» модель российского МСУ как «континентальную», которой присуще понимание МСУ не как автономного самоуправления, а как низового уровня государственной вертикали власти, что в России ещё усугублено «советскими административно-командными привычками». Исходя из этого, считает, что МСУ в России в большей степени является не общественным институтом, а формируемым государством низовым звеном власти.

Наряду с работами по истории местного самоуправления России XIX—XX вв. занимался исследованиями Учредительного Собрания в России в 1917—1918 гг., гражданской войны и деятельности Комитета Членов Учредительного Собрания (КОМУЧ), народной армии КОМУЧа и генерала Каппеля в 1918 г., протестного движения периода перестройки 1985—1993 гг., деятельности Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), работы органов власти в сфере межнациональных отношений, историко-философских взглядов Л. Н. Толстого, а также ряда других тем.

Выступал с публичными лекциями.

Ведёт краеведческую работу и деятельность по защите памятников истории и культуры Самары. Является инициатором создания в 2007 г. при Правительстве Самарской области рабочей группы по изучению материалов по установлению даты основания города Самары, а также инициатором переноса празднования дня города Самары с мая на сентябрь.

Ещё будучи студентом, окончил курсы Факультета дополнительного образования по специальности «журналистика», регулярно писал заметки в университетскую многотиражку «Университетская жизнь», сотрудничал с рядом самарских газет («Волжский комсомолец», «Самарские известия») в качестве внештатного сотрудника. На последнем курсе начал работать репортером с первого номера открывшейся «Самарской газеты», главным редактором которой был назначен бывший университетский преподаватель Матвеева Сергей Рязанов. По окончания университета, где ещё сохранялась последние годы советская система распределения, распределился в «Самарскую газету» в качестве «корреспондента исторической хроники», фактически работал репортером отдела новостей (1991—1992 гг.).

В 1992 году параллельно с журналистской работой стал сотрудничать, а затем полностью перешел в рекламный бизнес, став директором по рекламе и маркетингу одной из первых самарских частных компаний- фирмы «ПСГ» («Пушкин, Столяров, Гаранин»), где проработал до конца 1995 года, курируя в разные периоды рекламу до 10 различных направлений фирм, входящих в холдинг (торговля одеждой, парфюмерией, алкоголем, спортивными товарами, автозапчастями, ценные бумаги, недвижимость и т. д.), выступая разработчиком креативных идей и рекламы, а также организатором рекламных кампаний. Был первым рекламным менеджером продвижения в начале 90-х годов на самарский рынок таких торговых марок как Remy Martin, Finlandia, Reebok, Puma, Diesel, Oriflame и т. д.

В том же году с друзьями основал одно из первых в Самаре рекламных агентств «Треугольникъ» (вышел из учредителей в 2002 году, агентство просуществовало до 2007 года), а также PR-агентство «Самара-рейтинг».

Неоднократно становился в качестве автора оригинал-макетов рекламных объявлений, логотипов, сюжетов видеороликов и т. д. призёром различных номинаций в конкурсах самарской рекламы, получив в середине 90-х годов в профессиональной среде известность в качестве специалиста по креативным разработкам рекламы и пиар-менеджера. В качестве разработчика рекламы часто подписывал свои работы придуманной им шуточной торговой маркой «MатвЕЕв pictures» (впоследствии была зарегистрирована в качестве торговой марки рекламного агентства «Треугольникъ»). Является автором и разработчиком ряда известных впоследствии самарских брендов «Империя-центр», «Парк-хаус», лимонады «Капель», «Бегемот», «Самарское обозрение» и т. д.

В 1996 году стал одним из учредителей и основателей популярного еженедельника Самарское обозрение, в котором работал до 2000 года, будучи заместителем главного редактора и директором службы рекламы. В 1999 году выступил одним из учредителей газеты «Самарский курьер», главным редактором которого являлся до 2003 года, также участвовал в ряде других издательских проектов (журнал «Офис-курьер» (главный редактор) и т. д.)

С середины 90-х годов стал заниматься разработкой политической рекламы, сочетая работу в журналистике и PR.

В 1996—2003 годах был известен в качестве успешного PR-консультанта и политтехнолога, принимавшего участие в ряде проектов и избирательных кампаний в различных регионах России.

В начале 2000-х, после начала самостоятельной политической деятельности, ушел из «профессии» политтехнолога, отказавшись от работы в качестве специалиста в чужих избирательных кампаниях и занимаясь собственными.

В одном из интервью свой уход из политтехнологического бизнеса объяснил тем, что «в процессе зарабатывания политических денег понял, что этические мотивы все чаще берут верх в моей работе, и начал отказываться от заказов. Чего у профессионала быть не должно»

Будучи редактором газеты «Самарский курьер», впервые принял участие в выборах, зарегистрировавшись в качестве кандидата в депутаты Самарской городской Думы (Октябрьский округ) в 2000 году. Фактически кампанию как кандидат не вёл, параллельно принимая участие в качестве политтехнолога в работе предвыборного штаба кандидата в губернаторы Самарской области Виктора Тархова (выборы гордумы и губернаторские были совмещенными). Занял третье место, набрав 13 % голосов.

В 2001 году участвовал в выборах Самарской Губернской Думы третьего созыва по Октябрьскому округу № 4. Занял третье место, набрав 21 % голосов (первое занял действующий депутат Сивиркин (проиграет выборы Матвееву в 2007 году), второе — участвовавший в выборах председатель горизбиркома Никологорский). Получив определённую известность и даже заняв по ряду участков первое место, решил сосредоточиться на общественно-политической деятельности, отойдя от журналистики и оставив пост редактора «Самарского курьера» (оставшись одним из учредителей издания).

Другим итогом кампании 2001 г. стали формулирование Матвеевым собственных политических принципов и разработка им обстоятельной предвыборной программы «народного самоуправления», которую впоследствии политик последовательно совершенствовал и отстаивал и которая стала неотъемлемой частью его политического позиционирования. Программа получила высокую оценку А. И. Солженицына, что впоследствии неоднократно использовалось с различным знаком оценки как сторонниками Матвеева, так и его противниками.

С начала 2002 года Матвеев работает над созданием общественной организации в Самаре («Союз народного самоуправления») и формулированием собственных политических взглядов, одновременно вернувшись к научным исследованиям в области местного самоуправления, которые через некоторое выльются в работу над докторской диссертацией.

Сам себя ни к каким политическим течениям не относит, подчеркивая собственную независимость и беспартийность, в Самаре считается политиком левых взглядов, по ряду высказываний может быть отнесен к социал-демократам с некоторым влиянием национал-демократических взглядов.

Взаимодействовал с коммунистами (в том числе участвовал в первомайских демонстрациях левых и выступал на митингах) «Справедливой Россией», «Яблоком», ЛДПР, монархистами. Ряд оппонентов указывали на его открытое взаимодействие с националистами, в том числе демонстративное участие в Русских маршах в Самаре в 2009—2014 годах, в том числе в числе одного из организаторов. В блоге политика размещались статьи и комментарии по национальному вопросу, проблемам миграции и т. д. Как депутат Заксобрания Самарской области Матвеев оказывал влияние на принятие документов, касающихся региональной миграционной политики, корректируя их в сторону защиты прав корренных граждан России, а также выступал инициатором и соавтором ряда законопроектов, в частности федерального законопроекта об обязывании всех иностранцев, прибывающих в Россию, иметь полис медицинского страхования.

При этом Матвеев не раз заявлял, что не приемлет радикалов и проявления экстремизма с любой стороны, в частности известен факт инициирования политиком возбуждения уголовного дела по распространению в ходе выборов антисемитских листовок, якобы распространенных от его имени, доведенный до суда, а также критики антимусульманских провокаций.

Оговаривался, что национальность менее важна, чем вероисповедание, говоря, что для него лично национальность не может повлиять на отношение к людям, и называя «русским миром» русских «не по крови, а по духу»:

В конфликте вокруг акции Pussy Riot в Храме Христа Спасителя в 2012 году открыто выступал в защиту Русской православной церкви, опубликовав статью «Почему я против Пусси Райт?», широко разошедшуюся в сети Интернет и перепечатанную рядом изданий[29].(окончательная редакция статьи).

Поддержал идею установки в Самаре памятника митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычёву) работы скульптора Вячеслава Клыкова. Полемизируя с представителями радикальной либеральной общественности Самары, выступившими противниками установки памятника «ярому стороннику самодержавия, ненавистнику демократии и последовательному антисемиту», принял участие в видеодебатах с либеральным публицистом Сергеем Лейбградом. Говоря об установке памятника митрополиту Иоанну, подчеркнул, что все группы — и верующие, и неверующие, и либералы, и патриоты, вне зависимости от национального, религиозного или политического происхождения, имеют право на свои убеждения, символы и памятники.

По мнению самарского политолога Владимира Семенова, Матвеев — «стихийный марксист», который «в силу предубеждений или убеждений» из-за неприятия «большевистской практики» марксизма в России это не осознает, или не признает.

Также представление о взглядах даёт заполненная Матвеевым как кандидатом в Координационный Совет российской оппозиции в 2012 г. анкета из 25 вопросов (т. н. «политический компас»), отвечая на которую, он высказался за высокие таможенные пошлины для защиты отечественного производителя, ограничение трудовой миграции, сохранение бесплатной медицины и образования, особые отношения со странами бывшего СССР, перераспределение бюджетных потоков в сторону муниципалитетов и регионов, свободное право ношения огнестрельного оружия, закрепление в Конституции РФ особого статуса русских как титульной нации, пересмотр итогов приватизации, сохранения участия государства в экономике, в том числе госкорпораций, введение уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств и обязательности суда присяжных по уголовным делам, сохранения накопительной части пенсий. Выступил против парламентской республики как наиболее подходящего строя для России, формирования армии исключительно на контрактной основе, плоской шкалы подоходного налога, единого государственного экзамена (ЕГЭ) и т. д.