Президент России Владимир Путин принял ряд важных кадровых решений. Глава государства провел перестановки в Совбезе. «Все Выборы» разобрались в ситуации.
Политическая замена
Президент Владимир Путин ввел в состав Совета безопасности России трех новых полномочных представителей в федеральных округах. Соответствующий указ главы государства размещен на портале правовой информации.
Речь идет о полпреде в Северо-Кавказском округе Александре Матовникове, полпреде в Уральском округе Николае Цуканове и их коллеге в Центральном округе Игоре Щеголеве. Этот же документ исключает из состава Совета безопасности предшественников Матовникова и Цуканова — Олега Белавенцева и Игоря Холманских соответственно.
В конце июня президент произвел ряд кадровых перестановок в администрации: на пост полпреда в Северо-Кавказском округе был назначен Матовников, который ранее занимал должность замкомандира Сил специальных операций ВС России. Бывший помощник президента Цуканов был назначен в Уральский округ вместо Холманских. В свою очередь Щеголев до назначения на пост полпреда занимал пост помощника президента. Бывший полпред в Центральном округе Алексей Гордеев в конце мая был назначен вице-премьером.
Неожиданный статус
Статус полпреда потерял в весе, говорит политолог Николай Миронов. «Соответственно, эти должности используются для почетных отставок или когда надо где-то пересидеть в ожидании своего часа», – отмечает он. Поэтому смысла в кардинальных переменах на этом уровне нет, полагает эксперт.
Последние назначения не опровергают тезис о том, что институт полпредов – скорее место предпенсионного трудоустройства чиновников, чем место концентрации власти, согласен политолог Михаил Виноградов. Ранее близкий к Кремлю собеседник «Ведомостей» говорил, что в администрации думали о реформе института полпредов: «Они должны были бы перестать быть контрольно-ревизионными управлениями по территориям, а стать драйверами экономического роста». Полпреды исполняют специфические функции: это контроль исполнения указов, согласование кадровых назначений представителей федеральных министерств, координация силовых структур, разруливание непубличных конфликтов элит, говорит политолог Андрей Колядин. «Эту роль надо кому-то исполнять. Полпреды это с разной степенью эффективности делают, а вот говорить об усилении их роли рановато», – считает он.
История вопроса
Напомним, что Законодательное решение о создании Совета Безопасности Российской Федерации было принято одновременно с учреждением поста Президента РСФСР: законами «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года и соответствующими поправками к конституции от 24 мая 1991 года. 25 июля 1991 года была сформирована подготовительная комиссия по созданию Совета безопасности. Статус Совета Безопасности Российской Федерации и порядок его формирования были установлены соответствующим разделом закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года. В связи с вступлением в силу новой Конституции Российской Федерации статус Совета безопасности должен был быть определён федеральным законом в пределах, не противоречащих ей. После его принятия ключевые статьи предыдущего закона (о составе СБ и порядке назначения в его состав) были признаны недействительными указом Президента от 24 декабря 1993 года № 2288. После принятия закона Российской Федерации «О безопасности» 3
июня 1992 года указом Президента был создан Совет безопасности России и утверждено первое положение о нём.
В действующей (1993 года) Конституции Российской Федерации Совет Безопасности упоминается в статье 83 п. «ж» («Глава 4. Президент Российской Федерации»), о котором говорится только то, что его статус определяется федеральным законом и что он формируется и возглавляется президентом России.
Статус СБ определяется Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности», который гласит (Статья 13. «Совет Безопасности»): «Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности».