На этот раз было проанализировано несколько новых показателей, касающихся эффективности федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства в России.
Краткие итоги исследования
1) Уровень поддержки малого предпринимательства можно признать удовлетворительным, однако показатели в целом ухудшились по сравнению с 2015-м годом.
2) На момент составления рейтинга все федеральные программы государственной поддержки малого бизнеса были закрыты.
3) Среди действующих региональных программ поддержки подавляющее большинство – бизнес-инкубаторы, технопарки, консультативная помощь и льготная аренда помещений.
4) В целом прослеживается тенденция на сокращение количества программ государственной поддержки.
5) Ухудшение ситуации прослеживается и на уровне федеральных округов.
ТОП-10 эффективных регионов и их основные показатели
Позиция в рейтинге | Регион | % бизнеса | % занятых |
1 | г. Москва | 21,50% | 23,10% |
2 | Ханты-Мансийский авт.округ – Югра | 63,80% | 12,00% |
3 | Пензенская область | 58,80% | 17,40% |
4 | Самарская область | 41,90% | 16,50% |
5 | Ростовская область | 60,80% | 14,60% |
6 | Ямало-Hенецкий авт.округ | 61,90% | 8,90% |
7 | Пермский край | 46,20% | 18,10% |
8 | Чеченская Республика | 58,50% | 4,10% |
9 | Республика Татарстан | 40,50% | 17,80% |
10 | Новосибирская область | 53,80% | 23,50% |
ТОП-10 неэффективных регионов и их основные показатели
Позиция в рейтинге | Регион | % бизнеса | % занятых |
76 | Мурманская область | 27,10% | 11,50% |
77 | г. Севастополь | 92,80% | 8,10% |
78 | Республика Коми | 61,20% | 13,20% |
79 | Республика Хакасия | 57,90% | 11,20% |
80 | Еврейская автономная область | 46,30% | 11,70% |
81 | Ненецкий автономный округ | 39,60% | 10,90% |
82 | Челябинская область | 38,40% | 14,00% |
83 | Кабардино-Балкарская Республика | 34,80% | 5,30% |
84 | Республика Калмыкия | 19,80% | 6,30% |
85 | Чукотский авт.округ | 32,30% | 5,50% |
Поддержка малых предприятий в неэффективных регионах может быть разделена на несколько стадий. Первая из них – помощь бизнесмену в открытии своего дела посредством выделения субсидий, предоставления льгот и реализации программ софинансирования по кредитам и займам.
Следующим этапом, который оказал бы позитивное влияние на развитие малого бизнеса в «отстающих» регионах, будет поддержка в области предоставления доступа к государственным заказам. Имея приоритетные права на заключение договоров с государственными учреждениями, представители малого бизнеса смогли бы более эффективно участвовать в процессе импортозамещения.
Помимо этого, необходимо обратить внимание на ряд мер, которые оказывают общее позитивное влияние на бизнес-среду в стране. К ним следует отнести популяризацию предпринимательской деятельности и просвещение населения в области финансов и экономики. Такие программы необходимо разработать на федеральном уровне для постоянной их реализации.
С полным текстом исследования, а также выводами и рекомендациями, можно ознакомиться по следующей ссылке — Рейтинг малого бизнеса-2016