Кремлевские эксперты изучили реакцию социальных сетей на выступление политиков на телевидении. Скандал на дебатах помог одному из кандидатов стать победителем президентской гонки на ТВ. «Все Выборы» изучили вопрос.
- Кто такой кандидат в президенты Сергей Бабурин
- Кто такой кандидат в президенты Павел Грудинин
- Кто такой кандидат в президенты Владимир Жириновский
- Кто такой кандидат в президенты Максим Сурайкин
- Кто такой кандидат в президенты Григорий Явлинский
Жириновский остался не у дел
Главной героиней предвыборных теледебатов стала телеведущая Ксения Собчак, ее чаще всего упоминают пользователи социальных сетей по итогам совместных агитмероприятий на выборах президента. Главным же событием дебатов стала стычка Собчак и лидера ЛДПР Владимира Жириновского, которая переросла в оскорбления и обливание водой. Об этом говорится в докладе «Пульс дебатов: реакция пользователей соцсетей» близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества (ФоРГО).
«Отдельные комментаторы писали о том, что Собчак не только на равных выступала с «признанным мастером жанра», коим является лидер ЛДПР, но и переигрывала его в некоторых моментах», — констатируют авторы доклада. Участию Собчак посвящено 30% сообщений в соцсетях, касающихся дебатов. «Собчак — медийная, одиозная фигура. Ее обсуждают в основном в негативном контексте, что объяснимо с точки зрения ее высокого антирейтинга и специфического бэкграунда. К тому же почти сразу произошла стычка с Жириновским, которая и задала вектор обсуждения. Кроме того, Собчак — лицо в политике новое, поэтому к ней было приковано внимание», — поясняет эксперт ФоРГО Станислав Апетьян.
Топ-5 кандидатов
Второе место разделили кандидаты в президенты Владимир Путин и Владимир Жириновский — оба получили по 19% упоминаемости в соцсетях. На третьем месте оказался Павел Грудинин — кандидату от КПРФ досталось 15%, еще меньше собрал кандидат от партии «Яблоко» Григорий Явлинский — ему было посвящено 14% всех сообщений, остальные кандидаты упоминались пользователями соцсетей на уровне 2%.
Владимир Путин также получил второе место по упоминаемости в соцсетях, несмотря на то, что не принимал участия в предвыборных дебатах и даже не выставил вместо себя доверенных лиц. Именно этот факт его критики в соцсетях использовали для того, чтобы указать избирателям на неуважение Путина к своему электорату. Факт неучастия Путина в дебатах также обсуждался в соцсетях и его сторонниками, но уже в положительном ключе: они отмечали, что еще больше убедились — действующему президенту на данный момент нет альтернативы.
Третье место Грудинина может быть связано с тем, что он участвовал в дебатах меньше всех остальных кандидатов. Пользователям соцсетей, как отмечают авторы доклада, он запомнился своим отказом от участия в дебатах и ярким жестом поздравления Ксении Собчак с 8 Марта. Критики Грудинина в соцсетях обвиняли кандидата от КПРФ в том, что он ушел с дебатов, испугавшись вопросов о его зарубежной собственности. О Явлинском писали только 14% пользователей: в Сети лидер «Яблока» стал объектом нападок со стороны команды Алексея Навального. Явлинского также критиковали за замшелость идей, которые он из года в год озвучивает перед каждыми выборами.
Особенности обсуждения
В ФоРГО также отмечают, что по итогам ряда дискуссий в обсуждение вступали сторонники Владимира Путина, которые говорили, что, по их мнению, дебаты еще раз продемонстрировали отсутствие реальной альтернативы действующему президенту.
Анализируя реакцию интернет-аудитории на дебаты, эксперты фонда отметили и некоторые особенности ее поведения в соцсетях. Так, большинство пользователей Twitter не смотрели дебаты в прямом эфире, а предпочитали знакомиться с записями, выложенными на YouTube. Важной площадкой для обсуждения дебатов стали комментарии к сообщениям в соцсетях одного из ведущих — Владимира Соловьева.
Руководитель исследовательских программ Центра изучения новых коммуникаций Александр Файб оценивает интерес аудитории соцсетей к предвыборным дебатам как «достаточно средний». Среди причин он называет утреннее время эфиров, неудобное для пользователей. Он также указывает на повышенное внимание к скандальным ситуациям — прежде всего к стычке между Ксенией Собчак и Владимиром Жириновским. «График обсуждений этого скандала полностью повторяет обсуждение дебатов», — говорит эксперт.
По мнению Александра Файба, это свидетельствует, что «аудитория социальных сетей привыкла к формату телешоу на федеральном ТВ», поэтому от политических дебатов она тоже ожидает повышенной эмоциональности и столкновений между участниками.